Юрист может быть ученым

В силу общественного разделения труда каждая профессия имеет свой предмет деятельности и ориентирована на особые социально-полезные результаты. Уникальность же труда ученого-юриста состоит в том, что он призван развивать правовую сферу научных знаний, формировать новые в конечном счете теоретические знания об исследуемых явлениях и процессах.

Юрист, обладающий учеными степенями и званиями и успешно действующий в практической сфере, выступает не в своей собственной ипостаси, а в роли успешно действующего политика, законотворца, правоприменителя, преподавателя, который к тому же время от времени занимается и наукой. Конечно, отдельные творческие личности успешно сочетают научную деятельность с практической. И все же, в оценках позитивных результатов ведущих ученых-юристов России предпочтение отдается успехам в научной деятельности, в разработке актуальных проблем правовой науки, тогда как результаты практической деятельности описываются менее полно и обстоятельно.

Юридическая наука, как и любая другая наука, представляет

собой сферу человеческой деятельности по выработке, производству

определенных знаний. Представители юридической науки занимаются поиском

знаний в области государства и права. Следовательно, юриспруденция – область

знаний о государстве и праве.

Юридическая наука представляет собой сферу деятельности ученых — юристов по выработке юридических знаний, которые, в свою очередь, представляют суть юриспруденции.

в научно-исследовательской деятельности: квалифицированное проведение научных исследований в области права; систематизация и обобщение информации, подготовка предложений по совершенствованию системы государственного муниципального управления;

в педагогической деятельности: (в учебных заведениях) преподавание юридической дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне;

управление самостоятельной работой обучающихся;

реализация и проведение педагогических исследований;

эффективное осуществление правового воспитания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8902 — | 6976 — или читать все.

188.130.138.85 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Юриспруденция как наука и вид профессиональной деятельности ведет начало со времен римских императоров. Именно римляне заложили основные столпы всей современной юридической практики. Поэтому вовсе неудивительно то, что на протяжении множества веков появлялись неизменные представления об идеальном специалисте. В истории Российского государства также существует ряд личностей, внесших наиболее заметный вклад в формирование национальной правовой системы.

Известные юристы-теоретики

Любой законодательный акт издается на основании изучения процесса правоприменения, важную роль в юриспруденции играют теоретики, систематизирующие посредством применения научных методов действительность и разрабатывающие учебную дисциплину для подготовки новых кадров. Самые известные юристы России в этом поле деятельности: Н. М. Коркунов, К. П. Победоносцев, Б. Н. Чичерин, М. И. Брагинский.

Николай Михайлович Коркунов

Н. М. Коркунов (1853-1904) – выходец из семьи академика, выпускник Петербургского университета, а после – преподаватель. С 70-х по 90-е годы своего века читал лекции по государственному праву на юридическом факультете в Александровском лицее и Военной академии. Среди его работ – «Указ и закон», «Русское государственное право». Около года Николай Михайлович занимал должность статс-секретаря в Государственном Совете.

Наиболее важный труд – «Лекции по общей теории права» — являлся одним из основных учебников в российских университетах, был также переведен на французский и английский, западные юристы считали «Лекции» всесторонним исследованием в рамках позитивной теории права.

Поскольку убеждения Н. М. Коркунова не соответствовали идеологии советского периода, его работы изучались лишь в качестве опыта либеральных ученых прошлого времени, да и современной науке отсылки к весомому по значимости творчеству – редкость, однако не следует забывать, что именно плоды деятельности Коркунова, его преподавательский труд являлись первоначалом таких отраслей науки, как административное, международное, государственное право.

Константин Петрович Победоносцев

К. П. Победоносцева взрастила благочестивая профессорская семья. Известных русских юристов того времени порою отличали довольно архаистические взгляды – закон, по их мнению, должен основываться на православных догматах и нравственных началах. Подобной идеи придерживался и Победоносцев, считая, к примеру, что выборы не несут пользы обществу, порождая дешевые политические игры. Народ, по мнению ученого, не должен иметь возможности выражать волю, поскольку божественный умысел в том, что все руководство страной отдано монарху.

В советской литературе К. П. Победоносцев представлялся как поборник крайней реакции, однако не исключали его цитирование, поскольку труд этого ученого считался классическим: великолепно зная историю права, Победоносцев мастерски проводил анализ отдельных правовых институтов посредством исторически-сравнительного метода.

Кроме того, огромное значение имел его курс гражданского права, основанный на фундаментальных знаниях российской правовой школы.

Борис Николаевич Чичерин

Не все известные русские юристы позапрошлого века могут похвастаться таким широким кругозором, как Б. Н. Чичерин, который был и сторонником неогегельянства, и историографом, и естественнонаучным специалистом. Ведя преподавательскую деятельность, ученый понимал всю значимость эпохи Великих реформ для истории русского народа. Как учитель, Чичерин Б. Н. опробовал совершенно новый метод преподавания, основанный на изучении теории государственного управления. Однако взгляды ученого отличались консервативностью – как истинный представитель элиты того времени, он считал, что русское общество не способно существовать без самодержца. Б. Н. Чичерина можно считать основателем школы юридической историографии, поскольку перу ученого принадлежат такие труды, как «История политических учений», «Собственность и государство», «Опыты по истории русского права».

Также немногие известные юристы, в отличие от Чичерина Б. Н., имеют в списке заслуг вклад в учение либерализма, формулировку основных его постулатов.

Габриэль Феликсович Шершеневич

Шершеневич Г. Ф. – выходец из дворянской польской семьи, выпускник Казанского университета. Сферой интересов ученого на момент начала преподавательской деятельности служили такие институты гражданского права, как ценные бумаги, юридические лица. Шершеневич Г. Ф. занимался также вопросами торгового права, в области которого и было развернуто диссертационное исследование.

Первые монографии блестящего теоретика были посвящены общему курсу гражданского права, которые отличались углубленным изучением законодательных и судебных актов, содержали множество обобщений, синтеза. В дальнейшем Шершеневич Г. Ф. попытается догматизировать историю философии права, систематизировать картину разрозненных знаний.

Ученый впервые предоставил студентам систематизированный учебник по гражданскому праву, выступил за кодификацию законодательства и устранение правового дуализма.

Юристы-практики: изящность судебной речи

Судебное состязание сторон – это поединок умов, который требует таланта красноречия, умения спонтанно принимать решения. Практики, в свою очередь, давали пищу для размышления теоретикам. Среди наиболее знаменитых — Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони, В. Д. Спасович и другие. Судебные речи известных юристов до сих пор изучаются на юридических факультетах нашей страны и служат образцами процессуальных выступлений.

Анатолий Федорович Кони

Отнюдь не все известные юристы отличались таким редким ораторским дарованием, как Кони А. Ф., сын известного водевилиста, критика, редактора и актрисы. Будущий судья и прокурор получил домашнее образование, свободно владел пятью языками. Кони А. Ф. активно участвовал в законодательной деятельности, занимал высокие посты в прокуратуре, судебных органах, в частности, был председателем Петербуржского окружного суда.

Много громких дел было рассмотрено с участием этого оратора. Одно из самых известных – правосудие над Верой Засулич, попытавшейся застрелить петербургского градоначальника из-за жажды мести за Архипа Боголюбова, ставшего жертвой чиновничьего произвола. К удивлению многих, Кони А. Ф. сумел добиться оправдательного приговора для Засулич, впоследствии ставшей известной марксисткой-революционеркой.

Кони А. Ф. активно продолжал работать и в годы Советской власти, приняв революцию, этот знаменитый юрист стал профессором Петербургского университета, прочел множество публичных лекций, просвещая народные массы. Прожив до самой старости, блестящий оратор до последнего вздоха не прекратил трудиться на благо Отечества.

Каждая из личностей, упомянутых выше, безусловно, является примером верного служения выбранному делу, и современным теоретикам и практикам необходимо брать с них пример.

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Погодин Александр Витальевич, Сабирова Лидия Леонидовна, Бакулина Лилия Талгатовна, Хусаинова Ольга Владимировна

В юридической науке отсутствует системное знание методологии исследователя-юриста и практикующего юриста. В статье такое знание рассматривается как идеал-ориентир для юриста, который должен постоянно самосовершенствоваться, в частности развивать свою профессиональную методологию. Делается вывод, что именно методология позволяет обновить существующее знание об объекте исследования и помогает юристу стать лидером-инноватором в науке и на практике.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Погодин Александр Витальевич, Сабирова Лидия Леонидовна, Бакулина Лилия Талгатовна, Хусаинова Ольга Владимировна,

Methodology Used by Researching and Practicing Lawyers: Common and Specific Characteristics

Legal science lacks any systematic knowledge on the methodology used by researching and practicing lawyers. The paper considers such knowledge as an ideal reference point for lawyers, who have to constantly improve their qualifications, such as to develop their own professional methodology. The conclusion is made that the methodology allows to update the existing knowledge on the object of study and helps the lawyer to become a leading innovator in science and practice.

Текст научной работы на тему «Методология исследователя-юриста и практикующего юриста: общее и особенное»

___________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 157, кн. 6 Гуманитарные науки

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ-ЮРИСТА И ПРАКТИКУЮЩЕГО ЮРИСТА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

А.В. Погодин, Л.Л. Сабирова, Л.Т. Бакулина, О.В. Хусайнова

В юридической науке отсутствует системное знание методологии исследователя-юриста и практикующего юриста. В статье такое знание рассматривается как идеалориентир для юриста, который должен постоянно самосовершенствоваться, в частности развивать свою профессиональную методологию. Делается вывод, что именно методология позволяет обновить существующее знание об объекте исследования и помогает юристу стать лидером-инноватором в науке и на практике.

Ключевые слова: метод исследователя-юриста, метод практикующего юриста, структура методологии юриста, психофизиологические особенности деятельности, нормативная модель метода.

В научно-теоретическом и учебном контексте методология определяется преимущественно как формализованное в тексте учение о системе методов исследования социально-правовой действительности в целом (методология юридической науки) или отдельного объекта (методология конкретного исследования) (см. [1, с. 21-56, 87-101; 2; 3, с. 663-679; 4]). Иными словами, методология существует объективно, независимо от сознания человека, наряду и параллельно с ним — в этом выражается специфика любого учения. Однако такое понимание является узким, оторванным от субъекта, обезличенным; оно не отражает момент работы методологии в правосознании, её проявления в деятельности исследователя-юриста и практикующего юриста. Следует согласиться с тем, что «методология должна носить не только теоретический, но и практический характер» [5, с. 39].

В процессе сравнительного анализа выделим наиболее очевидные общие и особенные свойства методологии учёного и практика. Это позволит углубить теоретическое знание как методологии (актуально для развития прежде всего теории государства и права), так и правосознания юриста (актуально для практики).

Исходным теоретическим основанием определения методологии служит понимание метода. Он в полном объёме проявляется только в деятельности конкретного человека. В процессе исследования определённого объекта или конкретной правореализации юрист использует те или иные инструменты в соответствии с избранной методикой. Набор инструментов и методика зависят от особенностей объекта исследования и специфики правореализационной ситуации (объективный фактор), а также от профессионального умения исследователя

и практика (субъективный фактор). Метод включает: 1) конкретный инструмент, например, в процессе расследования преступления используется такой инструмент, как проведение осмотра места преступления, и 2) методику или технологию его применения. В целом задействуется комплексный метод в виде необходимого для данной деятельности инструментария и соответствующей методики. Заметим: выделение научной категории «метод» обусловлено потребностью показать, с помощью чего (инструментарий) и как (методика или технология) осуществляется деятельность субъекта и какие результаты она имеет: правильно избранный метод — позитивные результаты, неверный метод — негативные результаты.

Деятельность учёного-юриста, как и практикующего юриста, а также любого субъекта сложной деятельности не может быть эффективной, если метод (методы) неадекватен объекту. Методы учёного — это виртуальные инструменты познания-деятельности применительно к конкретному объекту и технология их применения, которые предопределяются спецификой объекта и уровнем профессиональной подготовки субъекта. К инструментам познания относятся разнообразные понятийно-смысловые структуры мышления — субъективно осмысленные и «присвоенные» учёным категории и принципы логики, философии, социологии, психологии, юридической науки и т. п. Творческое использование этих структур-инструментов памяти в процессе мышления позволяет создавать новое знание об объекте с целью последующего прогрессивного воздействия на его функционирование и развитие.

Практикующий юрист в правореализационной деятельности не может обойтись без методов, то есть профессиональных инструментов-средств и методики их применения. Эти инструменты, их характеристика и номенклатура закреплены в объективном праве (Гражданский кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Трудовой кодекс и т. п.), а методика (процедура) использования данного инструментария для наиболее сложных правореализационных ситуаций установлена в нормативно-правовых актах. Поскольку инструменты и процедуры формализованы в правовом тексте, а сам текст по содержанию является высокоинтеллектуальным знанием, то существенное значение для метода практикующего юриста имеет уровень развития его правосознания, а также профессиональные, нравственные и личные качества.

В сложной правореализационной ситуации юрист задействует наряду с профессиональными и другие, не закреплённые в праве инструменты, например средства профессионального этического кодекса, психологического воздействия (психологический метод) и др. По многим параметрам работа юриста сопоставима с научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, она осуществляется не в социальном и психологическом вакууме, а наоборот, как правило, интегрирована в ту или иную социальную практику, поэтому юрист должен учитывать социальную среду и психологию людей, участвующих в правореализационной ситуации. В связи с этим метод (методы) практикующего юриста имеет системную природу: он содержит в себе как профессионально-правовые инструменты и методики, так и виртуальные, то есть социальные, психологические и другие структуры — инструменты познания, которые в конкретной правореализационной ситуации объективно необходимы.

А.В. ПОГОДИН и др.

Таким образом, метод проявляется в нескольких ипостасях:

1) описание метода в научном тексте;

2) нормативно-правовое закрепление метода (правовых инструментов и процедуры их применения) в объективном праве;

3) знание метода конкретным исследователем-юристом и практикующим юристом;

4) творческое применение понятийно-смысловых структур юристом.

Описание метода в научном тексте представляет собой определение инструментов познания и методики их применения. Данная область актуальна прежде всего для исследователя-юриста, но имеет значение и для практикующего юриста в плане формирования профессиональной методологии. Это не метод в полном смысле, а его идеально-должная конструкция. Заметим, что словосочетание «метод науки» не совсем корректно. Наука как система знаний об объекте есть результат применения метода учёными. Даже работы по методологии науки содержат не сам метод, а лишь его характеристику.

Нормативно-правовое закрепление метода адресовано в первую очередь практикующему юристу, но важно и для исследователя-юриста. В данном случае метод существует в виде формализованной в правовом тексте нормативной модели или нормативного конструкта метода. Вот почему не совсем правильно говорить о методе права в целом, методе финансового, гражданского права и т. п.

Знание метода юристом воплощается в категориях и принципах науки, правовых инструментах и методиках их применения, переведённых в понятийносмысловые структуры памяти и мышления, пригодные для научно-исследовательской и практической деятельности.

Творческое применение понятийно-смысловых структур осуществляется при исследовании практики — объекта деятельности учёного-юриста и практикующего юриста, в результате чего субъект получает качественный результат. Именно здесь метод становится своеобразной производительной силой, предстаёт в полном объёме и реально существует.

Рассмотрим более подробно метод практикующего юриста. Он наполняется реальным содержанием (при необходимости фиксируется в форме правореализационного акта), приобретает законченную структуру в виде самостоятельного элемента воздействия на социальную ситуацию и отношение (через них — и на конкретную общественно значимую практику в целом), следовательно, становится своеобразной производительной силой только в процессе правореализационной деятельности субъекта. Можно сказать более определённо: нет и не может быть полноценно работающего метода, способного производить востребованные социумом ценности, вне и помимо правосознания и деятельности конкретного правореализатора, прежде всего практикующего юриста. Метод только тогда выполняет функцию социально-правового регулирования ситуации, когда он разрабатывается и задействуется её участниками. Профессионально смоделированный в правосознании, а затем творчески применённый метод (не всегда в полном объёме осознанный и оценённый субъектом) позволяет, как правило, действовать максимально эффективно, особенно в сложной правореализационной ситуации.

Не всегда метод оказывается значимым для юриста. Его необходимо создавать и использовать (что доступно субъекту с высоким уровнем развития правового и нравственного сознания), когда вводятся в действие новые абстрактнообщие нормы или вносятся существенные изменения в объективное право. Для типичных правореализационных ситуаций и практик, где эксплуатируются правореализационные стандарты и стереотипы, например в виде общепризнанных юридическим сообществом формул и конструкций, метод не столь актуален. Хотя даже здесь с учётом постоянно обновляемой и динамично развивающейся практики высокопрофессиональный юрист, творчески применяя метод социально-правового регулирования, способен в стандартно-типичной ситуации создавать нетривиальный (инновационный) алгоритм поведения и быть лидером-инноватором.

Следует заметить, что метод социально-правового регулирования выступает многогранным, сложноструктурированным и неоднозначным объектом познания, который имеет природу:

а) субъективную, связанную с психофизиологией личности;

б) социальную, поскольку у правореализации есть социальная составляющая;

в) правовую, встроенную в социальную практику через психику и деятельность личности.

Всё это не позволяет рассматривать данный феномен сугубо с формальноправовой позиции сквозь призму объективного права (здесь метод существует в статике, это даже не метод, а нормативный конструкт метода), да ещё так глобально и предельно абстрактно, как это делали корифеи юриспруденции. Такое понимание вполне естественно для развития науки и практики того времени, но сегодня оно допустимо лишь на промежуточном этапе исследования правовой стороны-грани метода. Полученные таким образом знания, несмотря на их несомненную значимость для формирования профессионального мировоззрения, всё-таки неполные и малопригодные для практикующего юриста (см. [6, с. 120]). Наоборот, всестороннее (социально-психологически-правовое) теоретическое знание-понимание метода социально-правового регулирования и формирующиеся на этой мировоззренческой основе умения-навыки применения метода в сложной правореализационной ситуации являются системообразующим компонентом высокопрофессиональной компетенции практикующего юриста.

Исходя из предметно-практической специфики правореализационной деятельности и функции её участников, следует различать, но не противопоставлять следующие взаимосвязанные элементы:

1) метод (методы и способы) субъекта общего нормативно-правового регулирования, например законодателя, применяемый в процессе разработки и закрепления в форме закона абстрактно-общих норм;

2) метод (методы и способы) субъекта ситуационного социально-правового регулирования, например правореализатора или юриста-консультанта, которые в сложной правореализационной ситуации на основе конкретизации абстрактно-общих норм материального права (а при пробелах объективного права — на основе общепризнанных принципов международного и национального права) с учётом

А.В. ПОГОДИН и др.

интересов сторон и условий ситуации создают ситуационное право в форме конкретного юридического документа;

3) метод (методы и способы) правореализатора и его законного представителя, которые осуществляют индивидуально-определённые нормы ситуационного права в правореализационной ситуации и развивающемся в её пределе конкретном правовом отношении;

4) метод (методы и способы) субъекта правоприменения, в частности правоприменителя юрисдикционного юридического процесса — судьи (коллегии судей).

Каждый метод имеет особенности, которые зависят от следующих факторов. Во-первых, от социальных условий правореализационной ситуации, интересов и возможностей её участников, а также от внешней среды, в которой формируется данная ситуация (зачастую внешняя среда влияет на ситуацию как позитивно, так и негативно). Во-вторых, от содержания требований и установлений комплекса абстрактно-общих норм, адресованных участникам правореализационной ситуации. В-третьих, от правового и нравственного развития сознания и культуры правореализатора и юриста-консультанта, если он участвует в правореализации. Например, метод субъекта, создающего ситуационное право в условиях необходимости трансплантации органа, отличается от метода в ситуации купли-продажи земли или добровольного автострахования.

Вместе с тем есть общие (типичные) свойства-признаки, присущие в той или иной мере любому методу социально-правового регулирования: нормативность; связь со средствами-инструментами; процедурность; ситуативность; проявление внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия правовых норм, адресованных участникам правореализационной ситуации; социально-психологическая природа.

Методология исследователя-юриста и практикующего юриста неразрывно связана с правосознанием. Более того, только при высоком уровне развития правосознания появляется методология (см. [7]). Методология есть вторичная структура высокоразвитого правосознания, которая в статике состоит из следующих элементов:

— методы исследования конкретного объекта (для учёного объект — та или иная практика, для практикующего юриста — конкретная правореализационная ситуация и возникающие в её пределе конкретные правоотношения); используя методы, субъект с учётом динамики развития практики точно и глубоко понимает форму, содержание, сущность объекта, создаёт инновационное знание и на его основе эффективно действует, становится лидером-инноватором;

— существующее в науке и усвоенное субъектом теоретическое знание об объекте, которое формирует исходное понимание пространственно-временных параметров объекта; но это знание создано предшественниками и может не соответствовать динамике развития практики (устаревание знания), поэтому данный элемент методологии противоречив: он может быть позитивным, если субъект способен выйти за рамки существующей теории, и негативным, если стереотип знания не позволяет увидеть то новое, что появилось в объекте;

— стратегия исследования объекта.

Бесспорно, исключительно важную функцию в методологии выполняют методы, то есть те инструменты деятельности и методики (процедуры или технологии) их применения, которыми владеет субъект.

В динамике методология учёного-юриста и практикующего юриста представляет собой сложный интеллектуально-эмоционально-волевой процесс и его результаты. Эффективность работы методологии в правосознании юриста обусловливается индивидуальными психофизиологическими особенностями человека, в частности способностью концентрировать память, мышление, внимание на исследовании объекта (глубина и сила погружения в проблему), развитой профессиональной интуицией и конструктивным профессиональным воображением и т. д. Можно сказать более категорично: кто не обладает необходимым психофизиологическим потенциалом, как бы старательно и хорошо ни изучал те или иные методы, вряд ли в состоянии генерировать высокое интеллектуально-эмоционально-волевое напряжение, необходимое и достаточное для возникновения методологии научно-исследовательской и практически-прикладной деятельности.

1. Методология юриста не только усиливает, как микроскоп, теоретическое видение практики-объекта, но и способна обновлять существующее знание в духе времени и на этой основе преобразовывать практику, что позволяет быть лиде-ром-инноватором в науке и на практике. Это особенно важно в современном динамично развивающемся обществе и государстве.

2. Методы являются главным элементом методологии юриста. Понимание методов, их адекватности в конкретных условиях и творческое применение — всё это требует постоянного анализа и внимания в процессе саморазвития юриста.

A.V. Pogodin, L.L. Sabirova, L.T. Bakulina, O.V. Khusainova. Methodology Used by Researching and Practicing Lawyers: Common and Specific Characteristics.

Legal science lacks any systematic knowledge on the methodology used by researching and practicing lawyers. The paper considers such knowledge as an ideal reference point for lawyers, who have to constantly improve their qualifications, such as to develop their own professional methodology. The conclusion is made that the methodology allows to update the existing knowledge on the object of study and helps the lawyer to become a leading innovator in science and practice.

Keywords: method of researching lawyer, method of practicing lawyer, structure of methodology used by lawyer, psychophysiological features of activity, normative model of method.

1. Керимов Д.А. Методология права: предмет, функции, проблемы философии права. -М.: Аванта+, 2001. — 559 с.

2. Методологические проблемы советской юридической науки. — М.: Наука, 1980. -309 с.

3. Сырых В.М. Теория государства и права. — М.: Юстицинформ, 2007. — 704 с.

А.В. ПОГОДИН и др.

4. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы современного правоведения: Дис. . д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2002. — 342 с.

5. Губайдуллин А.Р. Преемственность в структуре правовой динамики. — Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2008. — 215 с.

6. Михайлов А.В. Методы правового регулирования отношений с участием предпринимателей // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. — 2012. — Т. 154, кн. 4. -С. 119-126.

7. Погодин А.В. Элементы теории правореализации: Дис. . д-ра юрид. наук. — Казань, 2014. — 353 с.

Поступила в редакцию 10.08.15

Погодин Александр Витальевич — доктор юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Сабирова Лидия Леонидовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Бакулина Лилия Талгатовна — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Хусаинова Ольга Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.

Источники: http://studopedia.ru/17_137822_vopros—yuristi-v-nauchnoy-sfere-i-uchebnih-zavedeniyah.html, http://fb.ru/article/274964/samyie-izvestnyie-yuristyi, http://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-issledovatelya-yurista-i-praktikuyuschego-yurista-obschee-i-osobennoe

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *